Центр дистанционного обучения КнАГУ

Distance Education Center of KnASU

Экономика отраслевых рынков

Аннотация

Экономика отраслевых рынков является одним из актуальных разделов современной экономической теории. В курсе рассмотрены основные понятия и категории экономики отраслевых рынков, их структура и результативность, определяющие факторы и вопросы государственной политики.

О курсе

Курс посвящен

Целями освоения дисциплины «Экономика отраслевых рынков» являются:

- теоретическое освоение экономических основ теории отраслевых рынков;

- приобретение практических навыков анализа применительно к исследованию рыночных структур и функционирования отраслей.

Изучение курса способствует формированию у студентов современного типа экономического мышления и поведения на основе выработки представлений о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, логике и эффективности главных экономических процессов, принципах принятия оптимальных экономических решений, основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики.

В ходе проведения курса используются мультимедийные лекции в виде презентаций, система тестирования, бально-рейтинговая система оценки знаний. Созданная информационно-образовательная среда позволяет осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством организации дистанционного консультирования по вопросам выполнения домашних практических и творческих заданий.

Расписание курса

Модуль 1 : Основные понятия и категории экономики отраслевых рынков.

Понятие экономики отраслевых рынков и отраслевого рынка

  • Введение в теорию экономики отраслевых рынков. Объект и предмет, этапы развития экономики отраслевых рынков.(Учебное пособие)

  • Методология исследования рыночных структур(Семинар)

  • Понятие отраслевого рынка. Тренинг(Домашнее задание)

  • Ключевые понятия темы (Дополнительный материал)

Теории конкуренции и монополии

  • Поведение фирм на различных типах рынков. Материал для повторения(Учебное пособие)

  • Монополия и конкуренция(Практическая работа)

  • Характеристика рыночных структур. Тренинг(Домашнее задание)

Модуль 2 : Структура рынка и факторы ее определяющие.

Дифференциация продукта на отраслевом рынке

  • Реальная и «фантомная» дифференциация. Способы измерения дифференциации продукта на отраслевом рынке(Видеолекция)

  • Виды, формы и модели дифференциации продукта(Практическая работа)

  • Ключевые понятия темы. Тренинг(Домашнее задание)

Границы и классификация отраслевых рынков

  • Количественные и качественные показатели структуры отраслевого рынка(Видеолекция)

  • Барьеры входа-выхода и динамика рынка(Практическая работа)

  • Характеристика и классификация барьеров входа-выхода. Тренинг(Домашнее задание)

Слияния и поглощения: определение, виды, мотивы, последствия

  • Виды (типы) и мотивы слияний(Видеолекция)

  • Волны слияний и поглощений в XX и начале XXI вв(Практическая работа)

  • Ключевые понятия темы. Тренинг(Домашнее задание)

Ценовая дискриминация. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации

  • Виды ценовой дискриминации(Видеолекция)

  • Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция(Эссе)

  • Рубежная контрольная работа(Контрольная работа)

  • Рубежный тест(Рубежный тест)

Модуль 3 : Государственная отраслевая политика.

Государственное регулирование функционирования отраслей и рынков: сущность, цели и типы государственной отраслевой политики

  • Отраслевая политика и ее типы. Регулирование естественных монополий(Учебное пособие)

  • Антимонопольная и промышленная политика(Семинар)

  • Ключевые понятия темы. Тренинг(Домашнее задание)

  • Социально-экономическое состояние, проблемы и перспективы развития отрасли(Контрольная работа)

  • Итоговый тест(Дифференцированный зачет)

  • Законодательство о конкуренции (Дополнительный материал)

Информационные ресурсы

  • Основная литература                                                           

1 Ежова, В. А. Экономика отраслевых рынков : учебное пособие / В. А. Ежова. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. – 48 c. // IPRbooks : электронно-библиотечная система. –  URL: https://www.iprbookshop.ru/103982.html (дата обращения: 01.07.2021). – Режим доступа: по подписке.

2 Заздравных, А. В.  Теория отраслевых рынков : учебник и практикум для вузов / А. В. Заздравных, Е. Ю. Бойцова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 288 с. // Юрайт : электронно-библиотечная система. – URL: https://urait.ru/bcode/469666 (дата обращения: 01.07.2021). – Режим доступа: по подписке.

3 Экономика отраслевых рынков : учебник / под ред. Н. В. Пахомовой, К. К. Рихтера. – Санкт-Петербург : СПбГУ, 2019. – 640 с. // Znanium.com : электронно-библиотечная система. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1245431 (дата обращения: 01.07.2021). – Режим доступа: по подписке.

  • Дополнительная литература

1 Розанова, Н. М.  Теория отраслевых рынков в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. М. Розанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 345 с. // Юрайт : электронно-библиотечная система. – URL: https://urait.ru/bcode/470499 (дата обращения: 01.07.2021). – Режим доступа: по подписке.

2 Розанова, Н. М.  Теория отраслевых рынков в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Н. М. Розанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 314 с. // Юрайт : электронно-библиотечная система. – URL: https://urait.ru/bcode/470500 (дата обращения: 01.07.2021). – Режим доступа: по подписке.

3 Розанова, Н. М.  Теория отраслевых рынков. Практикум : учебное пособие для вузов / Н. М. Розанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 492 с. // Юрайт : электронно-библиотечная система. – URL: https://urait.ru/bcode/468764 (дата обращения: 01.07.2021). – Режим доступа: по подписке.

4 Федорова, А. Ю. Экономика отраслевых рынков : учебное пособие / А. Ю. Федорова ; под редакцией С. Б. Смирнов. – Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2016. – 92 c. // IPRbooks : электронно-библиотечная система. – URL: https://www.iprbookshop.ru/65374.html (дата обращения: 01.07.2021). – Режим доступа: по подписке.             

  • Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

 1 http://economy.gov.ru - официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации

Дополнительный инструментарий

  • Операционная система Microsoft® Windows Professional 7 Russian 
  • Текстовый редактор OpenOffice (ссылка для свободного скачивания (https://www.openoffice.org/ru/download/index.html);
  • браузер Google Chrome или Internet Explorer.

Оценивание и документы

Правила Формирования оценки

Наименование оценочного средства

Шкала оценивания

 1

Практическая работа  10 баллов

 2

Домашнее задание 

5 баллов

 3

Эссе 

5 баллов

 4

Итоговый тест

10 баллов

 5 Конспект лекции, ответы на контрольные вопросы 2 балла

 

 

Система оценивания

Максимальное количество баллов за курс - .150

0 – 50 % от максимально возможной суммы баллов (0-75 баллов)– «неудовлетворительно (не зачтено)»

51 – 70 % от максимально возможной суммы баллов (76-104 баллов) – «удовлетворительно»

71 – 85 % от максимально возможной суммы баллов (105-130 баллов) – «хорошо»

86 – 100 % от максимально возможной суммы баллов  (131-150 баллов) – «отлично»

Направления подготовки

  • 38.03.01 Экономика



Модулей 3

Часов 144

Недель 16

Часов в неделю 2

КнАГУ

Комсомольский-на-Амуре Государственный Университет