Центр дистанционного обучения КнАГУ

Distance Education Center of KnASU

Физика. Часть 2. Электродинамика. Колебательные процессы.

Аннотация

Данный курс является второй частью общего курса физики, рассчитанного на три семестра. В этой части курса рассматриваются основы классической электродинамики и теория колебательных процессов.

О курсе

Курс посвящен

Курс посвящен изучению наиболее общих законов природы, свойств и строения материи и законов её движения. Понятия физики и её законы лежат в основе всего естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений. Вместе с тем физика является и экспериментальной наукой, многие её законы основываются на эмпирических данных.

Цели курса

1. Изучение основных физических явлений; 2. формирование научного мировоззрения и современного физического мышления; 3. овладение фундаментальными понятиями, законами и теориями классической и современной физики, а также методами физического исследования; 4. овладение приемами и методами решения конкретных задач из различных областей физики; 5. ознакомление с современной научной аппаратурой, формирование навыков проведения физического эксперимента, умение выделить конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей специальности.

Инновационные технологии обучения

Мультимедийные лекции, интерактивные демонстрации, система тестирования, бально-рейтинговая оценка знаний.

Результаты обучения

Изучение курса способствует формированию большинства приведенных ниже общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК): – способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) – способность представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики; (ОПК-1) – способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ОПК-2) – способность владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ОПК-5) – способность выполнять эксперименты и интерпретировать результаты по проверке корректности и эффективности решений (ПК - 7)

Мотивационная фраза

Физика формирует научное мировоззрение и современное восприятие окружающего мира, физическое мышление и является основой для дальнейшего успешного изучения общетехнических и специальных дисциплин.

Формат курса

Состав курса

Изучение теоретического материала, решение задач, выполнение лабораторных работ.

Расписание курса

Модуль 1 : Электростатика.

Напряженность электростатического поля

  • Изучение электроизмерительных приборов. Методические указания к лабораторным работам(Лабораторная работа)

  • Закон Кулона.(Традиционная лекция)

Потенциал электростатического поля

  • Напряженность электростатического поля(Практическая работа)

  • Работа в электростатическом поле(Традиционная лекция)

Электрическое поле в веществе

  • Потенциал электростатического поля. Практическое задание 1(Практическая работа)

  • Минитест по модулю 1 "Электростатика"(Практическая работа)

  • Проводники и диэлектрики(Традиционная лекция)

Модуль 2 : Законы постоянного электрического тока.

Характеристики и законы постоянного тока

  • Лабораторные работы по маршруту(Лабораторная работа)

  • Минитест "Законы постоянного тока"(Практическая работа)

  • Законы постоянного тока(Традиционная лекция)

  • Законы постоянного тока. Пр. задание 2(Практическая работа)

Модуль 3 : Магнитное поле в вакууме.

Закон Био-Савара-Лапласа

  • Закон полного тока(Традиционная лекция)

  • Магнитное поле. Пр. задание 3(Практическая работа)

Магнитное взаимодействие

  • Минитест "Магнитное поле в вакууме"(Практическая работа)

Модуль 4 : Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции

  • Закон Фарадея-Ленца(Традиционная лекция)

  • Минитест "Электромагнитная индукция"(Практическая работа)

  • По маршруту(Лабораторная работа)

Модуль 5 : Магнитное поле в веществе.

Атом в магнитном поле

  • Минитест "Магнетики"(Практическая работа)

  • По маршруту(Лабораторная работа)

  • Магнитные силы.(Практическая работа)

Ферромагнетики

  • Ферромагнетики. Гистерезис(Традиционная лекция)

Модуль 6 : Уравнения Максвелла.

Первое и второе уравнения Максвелла

  • Интегральная и дифференциальная форма уравнений(Традиционная лекция)

Полная система уравнений Максвелла

  • Минитест "Уравнения Максвелла"(Практическая работа)

  • По маршруту(Лабораторная работа)

  • Магнетики. Практическое задание 4.(Практическая работа)

Модуль 7 : Гармонические колебания.

Дифференциальное уравнение гармонических колебаний

  • Минитест "Гармонические колебания"(Практическая работа)

  • Гармонические колебания(Традиционная лекция)

  • Механические колебания. Пр. задание 5(Практическая работа)

  • По маршруту(Лабораторная работа)

Модуль 8 : Затухающие и вынужденные колебания.

Затухающие колебания

  • Механические затухающие колебания(Традиционная лекция)

Вынужденные колебания

  • Вынужденные механические колебания. Переменный ток(Традиционная лекция)

  • Минитест по модулю 8 "Затухающие и вынужденные колебания"(Практическая работа)

  • Электромагнитные колебания(Практическая работа)

  • По маршруту(Лабораторная работа)

Модуль 9 : Волновые процессы.

Механические волны

  • Уравнение бегущей волны(Традиционная лекция)

  • Волновое уравнение и его решение. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ "ВОЛНЫ"(Практическая работа)

  • Минитест "Волны"(Практическая работа)

Электромагнитные волны

  • Интерференция волн. Стоячие волны(Традиционная лекция)

  • Сложение волн. Волновой пакет(Традиционная лекция)

Заключительные занятия

  • Шкала электромагнитных волн(Традиционная лекция)

Информационные ресурсы

  1. Трофимова, Т.И. Курс физики / Т.И. Трофимова. – М.: Высшая школа, 2006. – 530 с.
  2. Детлаф, А.А Курс физики / А.А. Детлаф, Б.М. Яворский. – М.: Высшая школа, 2009. – 605 с.
  3. Савельев, И.В. Курс общей физики: в 3 т.:учеб.пособие для студентов втузов / И.В. Савельев. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Лань», 2007. – 3 т.
  4. Зисман, Г.А Курс общей физики /Г.А. Зисман, О.М. Тодес.- Санкт-Петербург: Издательский дом «Лань», 2007. – 3 т.
  5. Волькенштейн, В.С. Сборник задач по общему курсу физики / В.С. Волькенштейн . – Санкт- Петербург: Книжный мир, 2005.-326 с.
  6. Чертов, А.Г., Задачник по физике / А.Г. Чертов, А.А. Воробьев. – М.: Высшая школа, 2005 – 550 с.

 

Оценивание и документы

Правила Формирования оценки

Оценивание производится по бально-рейтинговой системе по следующим видам работ:

  1. Посещение лекций и ведение конспекта - 2 балла
  2. Защита решённых на практическом занятии задач - 4 балла
  3. Решение практического задания из трех задач -6 баллов
  4. Выполнение и защита лабораторной работы - 10 баллов
  5. Выполнение минитеста - 5 баллов
  6. Выполнение итогового теста - 10 баллов

Система оценивания

При формировании оценки суммируются баллы по всем видам работ.

 Предусмотрен понижающий коэффициент 0,8 при просрочке сдачи задания на срок, больше одной недели.

Направления подготовки

  • 210106 Промышленная электроника
  • 140604 Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов
  • 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
  • 15.03.01 Машиностроение
  • 22.03.02 Металлургия
  • 15.03.02 Технологические машины и оборудование
  • 26.04.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
  • 27.03.01 Стандартизация и метрология
  • 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии



Модулей 9

Часов 108

Недель 18

Часов в неделю 4

КнАГУ

Комсомольский-на-Амуре Государственный Университет