Центр дистанционного обучения КнАГУ

Distance Education Center of KnASU

Физика II (курс для иностранных студентов)

Аннотация

Данный курс является второй частью общего курса физики, рассчитанного на три семестра. В этой части курса рассматриваются основы молекулярной физики и термодинамики, теория колебательных процессов и волновой оптики.

О курсе

Курс посвящен

Курс посвящен изучению наиболее общих законов природы, свойств и строения материи и законов её движения. Понятия физики и её законы лежат в основе всего естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений. Вместе с тем физика является и экспериментальной наукой, многие её законы основываются на эмпирических данных.

Цели курса

1. Изучение основных физических явлений; 2. формирование научного мировоззрения и современного физического мышления; 3. овладение фундаментальными понятиями, законами и теориями классической и современной физики, а также методами физического исследования; 4. овладение приемами и методами решения конкретных задач из различных областей физики; 5. ознакомление с современной научной аппаратурой, формирование навыков проведения физического эксперимента, умение выделить конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей специальности.

Инновационные технологии обучения

Мультимедийные лекции, интерактивные демонстрации, система тестирования, бально-рейтинговая оценка знаний.

Результаты обучения

Изучение курса способствует формированию большинства приведенных ниже общекультурных и профессиональных компетенций : – способность к самоорганизации и самообразованию  – способность представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики; – способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат  – способность владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных  – способность выполнять эксперименты и интерпретировать результаты по проверке корректности и эффективности решений.

Мотивационная фраза

Физика формирует научное мировоззрение и современное восприятие окружающего мира, физическое мышление и является основой для дальнейшего успешного изучения общетехнических и специальных дисциплин.

Формат курса

Состав курса

Изучение теоретического материала, решение задач, выполнение домашних заданий и тестов.

Расписание курса

Модуль 1 : Молекулярная физика.

Основные положения молекулярно-кинетической теории.

  • Идеальный газ. Изопроцессы(Домашнее задание)

  • Уравнение Менделеева-Клапейрона.(Традиционная лекция)

  • Абсолютная температура(Домашнее задание)

  • Основное уравнение молекулярно-кинетической теории(Традиционная лекция)

  • Интерактивный модуль "Формулы МКТ"(Домашнее задание)

  • Минитест "Молекулярная физика"(Рубежный тест)

  • Средняя энергия теплового движения молекул(Домашнее задание)

  • Закон Больцмана о равнораспределении энергии по степеням свободы(Традиционная лекция)

Модуль 2 : Статистические законы.

Статистические закономерности распределения молекул газа по объёму

  • Микро- и макросостояния системы(Традиционная лекция)

  • Минитест "Статистические законы"(Рубежный тест)

  • Распределение Больцмана по значениям потенциальной энергии(Традиционная лекция)

  • Статистический вес(Домашнее задание)

  • Распределение Максвелла молекул газа по значениям скоростей(Традиционная лекция)

  • Интерактивнный модуль Статистические закономерности(Домашнее задание)

Модуль 3 : Термодинамика.

Первое начало термодинамики

  • Применение первого начала термодинамики к изопроцессам(Домашнее задание)

  • Внутренняя энергия. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам(Традиционная лекция)

  • Минитест "Основы термодинамики"(Рубежный тест)

  • Адиабатный процесс(Традиционная лекция)

  • Интерактивный модуль "Термодинамические характеристики и законы"(Домашнее задание)

  • Тепловые двигатели. Цикл Карно(Традиционная лекция)

  • Коэффициент полезного действия тепловой машины(Домашнее задание)

Второе начало термодинамики

  • Статистический вес(Домашнее задание)

  • Энтропия. Статистическое толкование второго начала термодинамики(Традиционная лекция)

Модуль 4 : Гармонические механические колебания.

Дифференциальное уравнение гармонических колебаний

  • Минитест "Гармонические колебания"(Рубежный тест)

  • Гармонические колебания(Традиционная лекция)

  • Уравнение гармонических колебаний(Домашнее задание)

  • Интерактивный модуль "Гармонические колебания"(Домашнее задание)

  • Интерактивный модуль "Гармонические осцилляторы"(Домашнее задание)

  • Сложение колебаний(Традиционная лекция)

Модуль 5 : Волновые процессы.

Механические волны

  • Уравнение бегущей волны. Дифференциальное уравнение бегушей волны(Традиционная лекция)

  • Задание по теме "Уравнение бегущей волны" (Домашнее задание)

  • Интерференция волн. Энергия волны(Традиционная лекция)

  • Минитест "Волны"(Рубежный тест)

  • Волновой пакет(Домашнее задание)

  • Интерактивный модуль " Бегущие волны"(Домашнее задание)

Модуль 6 : Волновая оптика.

Интерференция световых волн

  • Световые волны(Традиционная лекция)

  • Минитест "Интерференция света"(Итоговый зачет)

  • Интерференция света от двух источников(Традиционная лекция)

  • Двойственная природа света(Домашнее задание)

  • Интерференция в тонких плёнках(Традиционная лекция)

Дифракция света

  • Принцип Гюйгенса. Дифракция Френеля(Традиционная лекция)

  • Дифракция Фраунгофера. Дифракционная решетка(Традиционная лекция)

  • (Домашнее задание)

  • Дифракция на кристаллах.(Традиционная лекция)

Модуль 7 : Заключительные занятия 2 семестр.

Общий обзор

  • Итоговый тест(Экзамен)

Информационные ресурсы

  1. Трофимова, Т.И. Курс физики / Т.И. Трофимова. – М.: Высшая школа, 2006. – 530 с.
  2. Детлаф, А.А Курс физики / А.А. Детлаф, Б.М. Яворский. – М.: Высшая школа, 2009. – 605 с.
  3. Савельев, И.В. Курс общей физики: в 3 т.:учеб.пособие для студентов втузов / И.В. Савельев. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Лань», 2007. – 3 т.
  4. Зисман, Г.А Курс общей физики /Г.А. Зисман, О.М. Тодес.- Санкт-Петербург: Издательский дом «Лань», 2007. – 3 т.
  5. Волькенштейн, В.С. Сборник задач по общему курсу физики / В.С. Волькенштейн . – Санкт- Петербург: Книжный мир, 2005.-326 с.
  6. Чертов, А.Г., Задачник по физике / А.Г. Чертов, А.А. Воробьев. – М.: Высшая школа, 2005 – 550 с.

 

Оценивание и документы

Правила Формирования оценки

Оценивание производится по бально-рейтинговой системе по следующим видам работ:

  1. Посещение лекций и ведение конспекта - 2 балла
  2. Решение домашних задач  - 4 балла
  3. Выполнение  домашнего задания  - 4 балла
  4. Выполнение минитеста - 5 баллов
  5. Выполнение итогового теста - 10 баллов

Система оценивания

При формировании оценки суммируются баллы по всем видам работ.

 Предусмотрен понижающий коэффициент 0,8 при просрочке сдачи задания на срок, больше одной недели.

Направления подготовки

  • 11.03.04 Электроника и наноэлектроника



Модулей 7

Часов 100

Недель 11

Часов в неделю 4

КнАГУ

Комсомольский-на-Амуре Государственный Университет