Центр дистанционного обучения КнАГУ

Distance Education Center of KnASU

Физика II (курс для иностранных студентов)

Аннотация

Данный курс является второй частью общего курса физики, рассчитанного на три семестра. В этой части курса рассматриваются основы молекулярной физики и термодинамики, теория колебательных процессов и волновой оптики.

О курсе

Курс посвящен

Курс посвящен изучению наиболее общих законов природы, свойств и строения материи и законов её движения. Понятия физики и её законы лежат в основе всего естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений. Вместе с тем физика является и экспериментальной наукой, многие её законы основываются на эмпирических данных.

Цели курса

1. Изучение основных физических явлений; 2. формирование научного мировоззрения и современного физического мышления; 3. овладение фундаментальными понятиями, законами и теориями классической и современной физики, а также методами физического исследования; 4. овладение приемами и методами решения конкретных задач из различных областей физики; 5. ознакомление с современной научной аппаратурой, формирование навыков проведения физического эксперимента, умение выделить конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей специальности.

Инновационные технологии обучения

Мультимедийные лекции, интерактивные демонстрации, система тестирования, бально-рейтинговая оценка знаний.

Результаты обучения

Изучение курса способствует формированию большинства приведенных ниже общекультурных и профессиональных компетенций : – способность к самоорганизации и самообразованию  – способность представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики; – способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат  – способность владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных  – способность выполнять эксперименты и интерпретировать результаты по проверке корректности и эффективности решений.

Мотивационная фраза

Физика формирует научное мировоззрение и современное восприятие окружающего мира, физическое мышление и является основой для дальнейшего успешного изучения общетехнических и специальных дисциплин.

Формат курса

Состав курса

Изучение теоретического материала, решение задач, выполнение домашних заданий и тестов.

Расписание курса

Модуль: Молекулярная физика.

Основные положения молекулярно-кинетической теории.

  • Уравнение Менделеева-Клапейрона. (Традиционная лекция)

  • Идеальный газ. Изопроцессы (Домашнее задание)

  • Основное уравнение молекулярно-кинетической теории (Традиционная лекция)

  • Абсолютная температура (Домашнее задание)

  • Закон Больцмана о равнораспределении энергии по степеням свободы (Традиционная лекция)

  • Средняя энергия теплового движения молекул (Домашнее задание)

  • Минитест "Молекулярная физика" (Рубежный тест)

  • Интерактивный модуль "Формулы МКТ" (Домашнее задание)

Модуль: Статистические законы.

Статистические закономерности распределения молекул газа по объёму

  • Микро- и макросостояния системы (Традиционная лекция)

  • Распределение Больцмана по значениям потенциальной энергии (Традиционная лекция)

  • Минитест "Статистические законы" (Рубежный тест)

  • Распределение Максвелла молекул газа по значениям скоростей (Традиционная лекция)

  • Статистический вес (Домашнее задание)

  • Интерактивнный модуль Статистические закономерности (Домашнее задание)

Модуль: Термодинамика.

Первое начало термодинамики

  • Внутренняя энергия. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам (Традиционная лекция)

  • Адиабатный процесс (Традиционная лекция)

  • Минитест "Основы термодинамики" (Рубежный тест)

  • Тепловые двигатели. Цикл Карно (Традиционная лекция)

  • Коэффициент полезного действия тепловой машины (Домашнее задание)

  • Интерактивный модуль "Термодинамические характеристики и законы" (Домашнее задание)

  • Применение первого начала термодинамики к изопроцессам (Домашнее задание)

Второе начало термодинамики

  • Энтропия. Статистическое толкование второго начала термодинамики (Традиционная лекция)

  • Статистический вес (Домашнее задание)

Модуль: Гармонические механические колебания.

Дифференциальное уравнение гармонических колебаний

  • Гармонические колебания (Традиционная лекция)

  • Сложение колебаний (Традиционная лекция)

  • Уравнение гармонических колебаний (Домашнее задание)

  • Минитест "Гармонические колебания" (Рубежный тест)

  • Интерактивный модуль "Гармонические осцилляторы" (Домашнее задание)

  • Интерактивный модуль "Гармонические колебания" (Домашнее задание)

Модуль: Волновая оптика.

Интерференция световых волн

  • Интерактивный модуль "Двойственная природа света" (Домашнее задание)

  • Интерференция света от двух источников (Традиционная лекция)

  • Интерференция в тонких плёнках (Традиционная лекция)

  • Минитест "Интерференция света" (Итоговый зачет)

  • Световые волны (Традиционная лекция)

Дифракция света

  • Принцип Гюйгенса. Дифракция Френеля (Традиционная лекция)

  • Дифракция Фраунгофера. Дифракционная решетка (Традиционная лекция)

  • Дифракция на кристаллах. (Традиционная лекция)

  • Интерактивный модуль " Световые явления" (Домашнее задание)

Модуль: Волновые процессы.

Механические волны

  • Уравнение бегущей волны. Дифференциальное уравнение бегушей волны (Традиционная лекция)

  • Задание по теме "Уравнение бегущей волны"  (Домашнее задание)

  • Минитест "Волны" (Рубежный тест)

  • Интерференция волн. Энергия волны (Традиционная лекция)

  • Волновой пакет (Домашнее задание)

  • Интерактивный модуль " Бегущие волны" (Домашнее задание)

Модуль: Заключительные занятия 2 семестр.

Общий обзор

  • Итоговый тест (Экзамен)

Информационные ресурсы

  1. Трофимова, Т.И. Курс физики / Т.И. Трофимова. – М.: Высшая школа, 2006. – 530 с.
  2. Детлаф, А.А Курс физики / А.А. Детлаф, Б.М. Яворский. – М.: Высшая школа, 2009. – 605 с.
  3. Савельев, И.В. Курс общей физики: в 3 т.:учеб.пособие для студентов втузов / И.В. Савельев. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Лань», 2007. – 3 т.
  4. Зисман, Г.А Курс общей физики /Г.А. Зисман, О.М. Тодес.- Санкт-Петербург: Издательский дом «Лань», 2007. – 3 т.
  5. Волькенштейн, В.С. Сборник задач по общему курсу физики / В.С. Волькенштейн . – Санкт- Петербург: Книжный мир, 2005.-326 с.
  6. Чертов, А.Г., Задачник по физике / А.Г. Чертов, А.А. Воробьев. – М.: Высшая школа, 2005 – 550 с.

 

Оценивание и документы

Правила Формирования оценки

Оценивание производится по бально-рейтинговой системе по следующим видам работ:

  1. Посещение лекций и ведение конспекта - 2 балла
  2. Решение домашних задач  - 4 балла
  3. Выполнение  домашнего задания  - 4 балла
  4. Выполнение минитеста - 5 баллов
  5. Выполнение итогового теста - 10 баллов

Система оценивания

При формировании оценки суммируются баллы по всем видам работ.

 Предусмотрен понижающий коэффициент 0,8 при просрочке сдачи задания на срок, больше одной недели.



Занятий 45

Часов 100

Недель 11

ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 4

КнАГУ

КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ