Центр дистанционного обучения КнАГУ

Distance Education Center of KnASU

Мониторинг и кадастр природных ресурсов

Аннотация

Курс направлен на изучение теоретических основ мониторинга и кадастра природных ресурсов; проблем прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

О курсе

Курс посвящен

В курс, согласно требованиям образовательных стандартов, вошли следующие разделы:

  1. Цели и задачи мониторинга природных ресурсов и его роль в системе УЗР.
  2. Современная нормативно – правовая база в области мониторинга и кадастра природных ресурсов.
  3. Информационное обеспечение и место кадастров природных ресурсов в обеспечении рационального использования и охраны окружающей среды.
  4. Классификация государственного кадастра природных ресурсов.
  5. Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов.
  6. Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности

Студенты после прохождения курса должны обладать способностью использовать современные методы и технологии исследования в землеустройстве, кадастрах , мониторинге и смежных областях;  знать форму представления практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований
Конечной целью курса является развитие умения использовать информационные и мониторинговые материалы, принимать проектные решения по землеустройству и кадастрам с учетом кадастровой информации.

При освоении курса используются электронные курсы лекций и методических указаний, электронные ресурсы библиотеки, лекционные презентации, осуществление тестового контроля знаний студентов.

 В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.   (Леонардо да Винчи)

Расписание курса

Модуль: Цели и задачи мониторинга природных ресурсов и его роль в системе УЗР.

Раздел 1 Цели и задачи мониторинга природных ресурсов и его роль в системе УЗР

  • Цели и задачи мониторинга природных ресурсов и его роль в системе УЗР (Традиционная лекция)

  • Природно-ресурсная база Российской Федерации (Практическая работа)

  • Мониторинг природных ресурсов и его роль в системе УЗР (Домашнее задание)

  • Цели и задачи мониторинга природных ресурсов и его роль в системе УЗР (Дополнительный материал)

Модуль: Современная нормативно – правовая база в области мониторинга и кадастра природных ресурсов.

Раздел 2 Современная нормативно – правовая база в области мониторинга и кадастра природных ресурсов

  • Современная нормативно – правовая база в области мониторинга и кадастра природных ресурсов (Традиционная лекция)

  • Охрана окружающей среды (Практическая работа)

  • Основные задачи по охране окружающей среды (Дополнительный материал)

Модуль: Информационное обеспечение и место кадастров природных ресурсов в обеспечении рационального использования и охраны окружающей среды..

Раздел 3 Информационное обеспечение и место кадастров природных ресурсов в обеспечении рационального использования и охраны окружающей среды.

  • Информационное обеспечение и место кадастров природных ресурсов в обеспечении рационального использования и охраны окружающей среды. (Традиционная лекция)

  • Кадастр лесных ресурсов и их мониторинг (Практическая работа)

  • Информационная роль кадастров природных ресурсов в рациональном использовании и охраны окружающей среды (Реферат)

Модуль: Классификация государственного кадастра природных ресурсов.

Раздел 4 Классификация государственного кадастра природных ресурсов

  • Классификация государственного кадастра природных ресурсов (Традиционная лекция)

  • Кадастр особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации (Практическая работа)

  • Кадастры природных ресурсов. (Домашнее задание)

  • Кадастры природных ресурсов (Дополнительный материал)

Модуль: Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов.

Раздел 5 Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов

  • Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов (Традиционная лекция)

  • Качественное состояние земельного фонда РФ на примере заданного федерального округа (района). Негативные процессы, влияющие на состояние земель (Практическая работа)

  • Состояние и использование земель в Российской Федерации в 2019 - 2020 гг (Домашнее задание)

  • Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов (Дополнительный материал)

Модуль: Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности.

Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности

  • Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности (Традиционная лекция)

  • Мониторинг и кадастры природных ресурсов (Расчетно-графическая работа)

Модуль: Промежуточная аттестация по дисциплине Мониторинг и кадастры природных ресурсов.

Мониторинг и кадастры природных ресурсов

  • Мониторинг и кадастры природных ресурсов (Экзамен)

Модуль: Дополнительные материалы.

Мониторинг и кадастры природных ресурсов

  • Мониторинг и кадастры природных ресурсов (Дополнительный материал)

Информационные ресурсы

  1. Арустамов Э.А, Природопользование: учебник для вузов / Э.А. Арустамов. – 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Дашков и К, 2000. – 284 с.
  2. Мониторинг и кадастр природных ресурсов: учебное пособие / С. С. Викин, А. А. Харитонов, Н. В. Ершова, Е. Ю. Колбнева. – Воронеж: Воронежский Государственный Аграрный Университет им. Императора Петра Первого, 2015. – 284 c. // IPRbooks : электронно-библиотечная система. – URL: http://www.iprbookshop.ru/72704.html (дата обращения: 31.03.2021). – Режим доступа: по подписке.
  3. Экономика и организация природопользования : учебник для вузов / Н.Н Лукьянчиков, И. М. Потравный; под ред. Н.Н Лукьянчикова – 4-е изд., перераб. И доп. – Москва: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 687с.
  4. Павленко, Н. Е. Экономика. Оценка природных и земельных ресурсов. Идеология реформ / Н. Е. Павленко. – Старый Оскол: Издательство ТНТ, 2004. – 56с.

Дополнительный инструментарий

  1. Перечень программного обеспечения:
  2. Microsoft Office
  3. Microsoft Office PowerPoint
  4. Перечень интерактивных средств с выходом в Интернет:
  5. Интернет-браузер GoogleChrome
  6. Средства мультимедиа (презентации, видео)
  7. org
  8. OnlineTestPad
  9. Видеохостинг YouTube (youtube.com)
  • Возможность консультирования преподавателем обучающихся средствами сети «Интернет».
  • Публичная кадастровая карта. Ссылка https://yandex.ru/search/?lr=76&text=публичная кадастровая карта росреестра
  • Перечень информационно-справочных систем:
  • Кодекс: Система Нормативно-Технической Информации «Кодекс-техэксперт»;

Часто задаваемые вопросы

Что включает в себя экологический мониторинг кроме системы наблюдения? (Так как экологический мониторинг это комплексная система наблюдений, то она включает в себя оценк и прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов).

Почему в комплексных территориальных кадастрах природных ресурсов особое место занимает количественная оценка природно - ресурсного потенциала? (Природно-ресурсный потенциал любой территории явля­ется основой ее экономического развития)

Для чего необходима кадастровая информация в комплексном управлении природопользованием региона ( Прежде всего для того, чтобы стратегически правильно дать перспективную оценку находящимся на территории региона отраслям и предприятиям промышленности)

Оценивание и документы

Правила Формирования оценки

Наименование оценочного средства

Количество

Шкала оценивания

Задания по теме

8по 5 баллов = 40 баллов

43 балла

1 – 3 балла

 

Расчетно – графическая работа

1

30 баллов

Экзамен

1

30 баллов

Система оценивания

Критерии оценки результатов обучения по дисциплине:

0 – 64 % от максимально возможной суммы баллов – «неудовлетворительно» (недостаточный уровень для промежуточной аттестации по дисциплине);

65 – 74 % от максимально возможной суммы баллов – «удовлетворительно» (пороговый (минимальный) уровень);

75 – 84 % от максимально возможной суммы баллов – «хорошо» (средний уровень);

85 – 100 % от максимально возможной суммы баллов – «отлично» (высокий (максимальный) уровень)



Занятий 22

Часов 144

Недель 16

ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 2

КнАГУ

КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ