Центр дистанционного обучения КнАГУ

Distance Education Center of KnASU

Светоцветовая организация архитектурной среды

Аннотация

Дисциплина «Светоцветовая организация архитектурной среды» охватывает изучение светового образа города как важнейшего компонента визуального восприятия города, а также включает в себя анализ цветовой колористики города и влияние света на формирование целостной среды города. При изучении данной дисциплины приобретаются навыки методов выявления проблем городской среды

О курсе

Курс посвящен

Курс «Светоцветовая среда архитектурной среды» посвящен изучению искусства освещения как одной из самых актуальных проблем архитектуры, градостроительства и дизайна среды, решаемых в процессе проектирования разработки городской ткани. Цель данного курса достигнуть следующие результаты: 1) иметь способность мыслить абстрактно, а также анализировать, систематизировать и прогнозировать полученную в ходе проектирования и осмысливания информации; 2) уметь действовать в сложных и нестандартных сценариях устройства городской среды и принимать актуальные художественно-эстетические, культурные и архитектурно-дизайнерские, световые, цветовые решения городской среды; 3) уметь использовать свой творческий потенциал на благо человека, а также развитие культурного, социального и общего народного достояния. Одной из задач курса является использование инновационных технологий обучения, к примеру, компьютерное тестирование, использование графических планшетов и систем ВКС. Обретение определенных навыков в процессе изучения данного курса способствует решать поставленные в ходе светового проектирования задаче, самостоятельно выявлять и решать проблемы, видеть взаимосвязь конкретных проблем в глобальном масштабе, оценивать риски при реализации проектов и находить комплексные решения по их снижению в процессе проектирования и реализации проекта

Расписание курса

Модуль: Основные понятия светодизайна.

Основные понятия светотехники

Основные понятия светодизайна (Традиционная лекция)
Эскиз светового устройства (Практическая работа)

Основные компоненты искусственной световой среды города

Компоненты искусственной световой среды города (Традиционная лекция)
Световая среда города (Практическая работа)

Освещение и архитектурная форма

Взаимозависимость освещения и архитектурной формы (Традиционная лекция)

Критерии оценки световой среды города

Оценка световой среды города (Традиционная лекция)
Световая среда города. Световая культура (Дополнительный материал)

Модуль: Техника и нормы искусственного освещения в городе.

Источники искусственного света

Источники искусственного света (Традиционная лекция)

Осветительные приборы и устройства

Устройства освещения (Традиционная лекция)

Нормирование наружного освещения

Наружное освещение и нормирование (Традиционная лекция)

Модуль: Световой урбанизм, его история и методология.

Основные понятия

Световой урбанизм. Основные понятия (Традиционная лекция)
Новизна проблемы «светового урбанизма» для градостроительного, архитектурного и дизайнерского проектирования (Практическая работа)

Исторические и методологические основы светового урбанизма

Основы светового урбанизма. История и методология (Традиционная лекция)
Возникновение световой культуры города (Практическая работа)

Светопланировочная структура города и его элементов

Светопланировочная структура города и его элементов (Традиционная лекция)
Световой урбанизм (Практическая работа)

Модуль: Световой дизайн городских объектов.

Принципы построения светового образа объектов

Принципы построения светового образа оъекта городской среды (Традиционная лекция)
Эскиз светового устройства (Практическая работа)

Светодизайн зданий и сооружений, элементов городского ландшафта

Световой дизайн городских объектов (Традиционная лекция)
Эскиз светового устройства (Практическая работа)

Дизайн элементов осветительных систем

Дизайн световых устройств (Традиционная лекция)
Эскиз светового устройства. Разработка и проектирование в Archicad (Практическая работа)
Световые устройства (Дополнительный материал)

Информационные ресурсы

  1. Аpхитектуpная физика: учеб. для студентов вузов по напpавлению и спец.«Аpхитектуpа» / В. К. Лицкевич [и др.]; под pед. Н. В. Оболенского. – М.: Стpойиздат, 1997. – 443 с.: ил. – (Спец. «Аpхитектуpа»).
  1. Бутыревская, И. Н. Концепция светоурбанистического моделирования градо- строительных световых ансамблей / И. Н. Бутыревская, Л. Н. Орлова // При- волжский научный журнал. – 2011. – № 3 . – С. 151–154.
  2. Бутыревская, И. Н. Формирование основных типов светопространств как объектов стветоурбанистического проектирования / И. Н. Бутыревская, Л. Н. Орлова // Приволжский научный журнал. – 2012. – № 1 . – С. 127–132.
  3. Бутыревская, И. Н. Формирование искусственных световых ансамблей гра- достроительных комплексов : дис….магистра архитектуры / И. Н. Бутыревская; ННГАСУ. – Н. Новгород, 2009. – 151 с.: ил.
  4. Воскресенский, И. Огни большого города / И. Воскресенский// Ландшафтная архитектура. Дизайн. – 2007. – № 3 (18). – С.8–11.
  5. Градостроительный Кодекс Российской Федерации: [федер. закон Рос. Феде- рации от 29.12.2004 №190-ФЗ] [ред. от 01.03.2011]. – Режим доступа: Консуль- тантПлюс. Законодательство.
  6. Гусев, Н. М. Световая архитектура / Н. М. Гусев, В. Г. Макаревич. – М.: Стройиздат, – 1973. – 320 с.: ил.
  7. Ефимов, А. В. Дизайн архитектурной среды : учеб. для вузов / А. В. Ефимов и др. – М.: Архитектура-С, 2007. – 504 с. : ил.
  8. Ивенс, Р. М. Введение в теорию цвета / Р. М. Ивенс. – М.: Мир,1964. – 320 с.: ил.
  9. Лесман, Е. А. Световая архитектура вечернего города / Е. А. Лесман //Стройпрофиль. – 2004. – № 8 (38). – С.81–85.
  1. Мешков В. В., Основы светотехники: учеб. пособие для вузов: В 2-х ч. Ч. 2. Физиологическая оптика и колориметрия. / В. В. Мешков, А. Б. Матвеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1989. – 432 с.: ил.
  1. Минервин, Г. Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – 289 с.
  2. Миннарт, М. Свет и цвет в природе/ М. Миннарт. – М.: Наука, 1969. – 344с.: ил.
  1. Норенков, С. В. Архитектоника и синархия: концептуальное проектирова- ние и моделирование: монография. Ч. 1. / С. В. Норенков ; Нижегород. гос. ар- хитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2005. – 268 с.
  2. Норенков, С. В. Визуальная архитектоника миросозидания : монография / С. В. Норенков ; Нижегород. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГУ, 1997. – 128 с.
  3. Носкова, С. Огни большого города : [об архитектур. подсветке, фасад. ос- вещении зданий в городах] / С. Носкова // АСД : Архитектура. Строительство. Дизайн. – 2003. – № 6 (40). – С. 4–7.
  4. Огни большого города : [празднич. световое оформление городов] // Поиск. От проекта до ключа. – 2004. – № 6. – С. 146–153.
  1. Орлова, Л. Н. Основы формирования световой среды городской застройки : дис….д-ра техн. наук : 18.00.4 / Л. Н. Орлова; Нижегород. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород, 2006. – 432 с. : ил.
  2. Освещение открытых пространств. – Л.: Энергоиздат. Ленингр. отд-е, 1981.– 231 с.: ил.
  1. Перова, Н. Эстетика вечернего города / Н. Перова // Архитектура. Строи- тельство. Дизайн. – 2002. – № 6 (34). – С. 2–3.
  1. Подхем, Ч. Восприятие света и цвета / Ч. Подхем, Дж. Сондерс. – М.: Мир, 1978. – 320 с.: ил.
  1. Смоляр, И. М. Терминологический словарь по градостроительству / И. М. Смоляр. – М.:РОХОС, 2004. –160 с.
  2. СП 42.13330.2011. Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. – М.: Минрегион России, 2010. – 109 с.
  3. СП 52.13330.2011. Естественное и искусственное освещение. Актуализиро- ванная редакция СНиП 23-05-95*. – М., 2011. – 120 с.
  1. Справочная книга по светотехнике / Под ред. Ю. Б. Айзенберга. 3-е изд. пе- рераб. и доп. – М.: Знак. 2006. – 972 с. : ил.
  2. Степанов, А. В. Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов /А. В. Степанов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 256 с.: ил.
  1. Устинина, Ю. Из тени в свет: архитектурное освещение города / Ю. Усти- нина // Поиск. От проекта до ключа. – 2003. – № 6. – С. 36–45.
  2. Федорищев, А. СВЕТлый имидж города /А. Федорищев // Ландшафтная ар- хитектура. Дизайн. – 2008. – № 3 (22). – С. 26-28.
  3. Фриллинг, Г. Человек. Цвет. Пространство / Г. Фриллинг, К. Ауэр. – М.: Стройиздат, 1973. – 320 с.: ил.
  4. Цойгнер, Г. Учение о цвете / Г. Цойгнер. – М.: Изд-во литературы по стро- ит., 1971. – 320 с.: ил.
  5. Черняк, М. А. Освещение города с точки зрения эстетики / М. А.Черняк //Ландшафтная архитектура. Дизайн. – 2007. – № 3 (18). – С.28–33.
  1. Шаронов, В. В. Свет и цвет / В. В. Шаронов. – М.: Физматгиз, – 320с.: ил.
  1. Щепетков, Н. И. Световой дизайн города : учеб. пособие / Н. И. Щепетков. –М.: Архитектура-С, 2006. – 320 с.: ил.
  1. Щепетков, Н. И. Проектирование архитектурного освещения города: учеб. пособие / Н. И. Щепетков. - М.: МАРХИ, 1986. – 89 с.: ил.
  2. Яргина, З. Н. Эстетика города / З. Н. Яргина. – М.:  Стройиздат, 1991.  – 200 с.
  3. Reiser + Umemoto. Atlas of novel tectonics. – New York, Princeton Architectura Press, 2005. – 255 р.
  4. TOPOS. LIGHT, DE. – 2006. – № 70. – 112 р.

Дополнительный инструментарий

  1. Adobe CS6 Production Premium 6, академическая, индивидуальная, бессрочное использование; договор № 106-АЭ120 от 27.11.2012.
  2. AutoCAD Architecture 2016-2019, академическая, сетевая, 11.12.2018 - 11.12.21; письмо о лицензионных правах на использование программного продукта AUTODESK по программе образовательной лицензии.
  3. 3ds Max версии 2016-2019, академическая, сетевая, 11.12.2018 - 11.12.21; письмо о лицензионных правах на использование программного продукта AUTODESK по программе образовательной лицензии.
  4. Revit 2019, академическая, сетевая, 11.12.2018 - 11.12.21; письмо о лицензионных правах на использование программного продукта AUTODESK по программе образовательной лицензии.

Оценивание и документы

Правила Формирования оценки

Выполнение конспектов (всего 12): 24 балла;
Выполнение практических заданий (всего 8): 40 баллов;
Выполнение игрового тренинга (всего 1): 16 баллов;
Выполнение теста (1): 25 баллов.

Система оценивания

Критерии оценки результатов обучения по дисциплине:
0 – 64 % от максимально возможной суммы баллов – «неудовлетворительно» (недостаточный уровень для промежуточной аттестации по дисциплине);
65 – 74 % от максимально возможной суммы баллов – «удовлетворительно» (пороговый (минимальный) уровень);
75 – 84 % от максимально возможной суммы баллов – «хорошо» (средний уровень);
85 – 100 % от максимально возможной суммы баллов – «отлично» (высокий (максимальный) уровень)


Занятий 23

Часов 144

Недель 16

ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 4

КнАГУ

КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ