Физика. Часть 2. Электродинамика. Колебательные процессы.
Аннотация
Данный курс является второй частью общего курса физики, рассчитанного на три семестра. В этой части курса рассматриваются основы классической электродинамики и теория колебательных процессов.О курсе
Курс посвящен
Курс посвящен изучению наиболее общих законов природы, свойств и строения материи и законов её движения. Понятия физики и её законы лежат в основе всего естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений. Вместе с тем физика является и экспериментальной наукой, многие её законы основываются на эмпирических данных.
Цели курса
1. Изучение основных физических явлений; 2. формирование научного мировоззрения и современного физического мышления; 3. овладение фундаментальными понятиями, законами и теориями классической и современной физики, а также методами физического исследования; 4. овладение приемами и методами решения конкретных задач из различных областей физики; 5. ознакомление с современной научной аппаратурой, формирование навыков проведения физического эксперимента, умение выделить конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей специальности.
Инновационные технологии обучения
Мультимедийные лекции, интерактивные демонстрации, система тестирования, бально-рейтинговая оценка знаний.Результаты обучения
Изучение курса способствует формированию большинства приведенных ниже общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК): – способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) – способность представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики; (ОПК-1) – способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ОПК-2) – способность владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ОПК-5) – способность выполнять эксперименты и интерпретировать результаты по проверке корректности и эффективности решений (ПК - 7)
Мотивационная фраза
Физика формирует научное мировоззрение и современное восприятие окружающего мира, физическое мышление и является основой для дальнейшего успешного изучения общетехнических и специальных дисциплин.Формат курса
Состав курса
Изучение теоретического материала, решение задач, выполнение лабораторных работ.
Расписание курса
Модуль: Электростатика.
Напряженность электростатического поля
- Закон Кулона.Электростатическое поле. (Традиционная лекция)
- Изучение электроизмерительных приборов. Методические указания к лабораторным работам (Лабораторная работа)
- Напряженность электростатического поля (Практическая работа)
- Интерактивный модуль (Домашнее задание)
- Закон Кулона (Практическая работа)
Электрическое поле в веществе
- Потенциал электростатического поля (Традиционная лекция)
- Минитест по модулю 1 "Электростатика" (Рубежный тест)
- Практическое задание 1 (Контрольная работа)
- По маршруту. ПОСОБИЕ ПОЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ Гринкруг М.С., Вакулюк А.А. Лабораторный практикум по физике (Лабораторная работа)
- Теорема Остроградского-Гаусса (Практическая работа)
- Сегнетоэлектрики ИНТЕРАКТИВНЫЙ МОДУЛЬ (Домашнее задание)
- Потенциал электростатического поля. (Практическая работа)
- Движение заряженных частиц в электростатическом поле (Практическая работа)
- Проводники в электростатическом поле. Конденсаторы (Традиционная лекция)
- Конденсаторы (Практическая работа)
Модуль: Законы постоянного электрического тока.
Характеристики и законы постоянного тока
- Законы постоянного тока (Практическая работа)
- Правила Кирхгофа. Закон Джоуля-Ленца (Практическая работа)
- Минитест "Законы постоянного тока" (Рубежный тест)
- Лабораторные работы по маршруту (Лабораторная работа)
- Практическое задание 2 (Домашнее задание)
- Интерактивный модуль (Домашнее задание)
Модуль: Магнитное поле в вакууме.
Закон Био-Савара-Лапласа
- Закон полного тока (Традиционная лекция)
- Пр. задание 3 (Домашнее задание)
- Магнитное поле. (Практическая работа)
- По маршруту (Лабораторная работа)
- Сила Ампера (Практическая работа)
- Интерактивный модуль (Домашнее задание)
Магнитное взаимодействие
- Минитест "Магнитное поле в вакууме" (Рубежный тест)
Модуль: Электромагнитная индукция.
Явление электромагнитной индукции
- Сила Лоренца (Практическая работа)
- По маршруту (Лабораторная работа)
- Минитест "Электромагнитная индукция" (Рубежный тест)
- Закон Фарадея (Практическая работа)
- Электромагнитная индукция (Традиционная лекция)
- Интерактивный модуль (Домашнее задание)
Модуль: Магнитное поле в веществе.
Атом в магнитном поле
- По маршруту (Лабораторная работа)
- Минитест "Магнетики" (Рубежный тест)
Ферромагнетики
- Магнитное поле в веществе (Дополнительный материал)
- Интерактивный модуль (Домашнее задание)
Модуль: Уравнения Максвелла.
Полная система уравнений Максвелла
- Практическое задание 4. (Домашнее задание)
- По маршруту (Лабораторная работа)
- Минитест (Рубежный тест)
- Уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме (Традиционная лекция)
- Самоиндукция (Практическая работа)
- Энергия магнитного поля (Практическая работа)
Модуль: Гармонические колебания.
Дифференциальное уравнение гармонических колебаний
- Гармонические колебания (Традиционная лекция)
- Пр. задание 5 (Домашнее задание)
- Минитест "Гармонические колебания" (Рубежный тест)
- Механические колебания (Практическая работа)
- Гармонические колебания (Аудиолекция)
- Интерактивный модуль (Домашнее задание)
Модуль: Затухающие и вынужденные колебания.
Затухающие колебания
- Механические затухающие колебания (Традиционная лекция)
- Интерактивный модуль (Домашнее задание)
Вынужденные колебания
- Электромагнитные колебания (Традиционная лекция)
- Минитест по модулю 8 (Рубежный тест)
Модуль: Зачет.
Заключительные занятия
- ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ Заключительный тест (Итоговый зачет)
Информационные ресурсы
- Трофимова, Т.И. Курс физики / Т.И. Трофимова. – М.: Высшая школа, 2006. – 530 с.
- Детлаф, А.А Курс физики / А.А. Детлаф, Б.М. Яворский. – М.: Высшая школа, 2009. – 605 с.
- Савельев, И.В. Курс общей физики: в 3 т.:учеб.пособие для студентов втузов / И.В. Савельев. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Лань», 2007. – 3 т.
- Зисман, Г.А Курс общей физики /Г.А. Зисман, О.М. Тодес.- Санкт-Петербург: Издательский дом «Лань», 2007. – 3 т.
- Волькенштейн, В.С. Сборник задач по общему курсу физики / В.С. Волькенштейн . – Санкт- Петербург: Книжный мир, 2005.-326 с.
- Чертов, А.Г., Задачник по физике / А.Г. Чертов, А.А. Воробьев. – М.: Высшая школа, 2005 – 550 с.
Оценивание и документы
Правила Формирования оценки
Оценивание производится по бально-рейтинговой системе по следующим видам работ:
- Посещение лекций и ведение конспекта - 2 балла
- Защита задач, решённых на практическом занятии - 6 баллов
- Решение практического домашнего задания из трех задач -6 баллов
- Выполнение и защита лабораторной работы - 10 баллов
- Выполнение минитеста, интерактивного модуля - 5 баллов
- Выполнение итогового теста - 10 баллов
Система оценивания
При формировании оценки суммируются баллы по всем видам работ.
Предусмотрен понижающий коэффициент 0,8 при просрочке сдачи задания на срок, больше одной недели.