Центр дистанционного обучения КнАГУ

Distance Education Center of KnASU

Физика. Часть 1. Классическая механика. Молекулярная физика и термодинамика (очно-заочная форма обучения)

Аннотация

Данный курс является первой частью общего курса физики, рассчитанного на три семестра. В первой части рассматриваются основы классической механики, молекулярной физики и термодинамики.

О курсе

Курс посвящен

Курс посвящен изучению наиболее общих законов природы, свойств и строения материи и законов её движения. Понятия физики и её законы лежат в основе всего естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений. Вместе с тем физика является и экспериментальной наукой, многие её законы основываются на эмпирических данных.

Цели курса

1. Изучение основных физических явлений; 2. формирование научного мировоззрения и современного физического мышления; 3. овладение фундаментальными понятиями, законами и теориями классической и современной физики, а также методами физического исследования; 4. овладение приемами и методами решения конкретных задач из различных областей физики; 5. ознакомление с современной научной аппаратурой, формирование навыков проведения физического эксперимента, умение выделить конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей специальности.

Инновационные технологии обучения

Мультимедийные лекции, интерактивные демонстрации, система тестирования, бально-рейтинговая оценка знаний.

Результаты обучения

Изучение курса способствует формированию большинства приведенных ниже общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК): – способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) – способность представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики; (ОПК-1) – способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ОПК-2) – способность владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ОПК-5) – способность выполнять эксперименты и интерпретировать результаты по проверке корректности и эффективности решений (ПК - 7)

Мотивационная фраза

Физика формирует научное мировоззрение и современное восприятие окружающего мира, физическое мышление и является основой для дальнейшего успешного изучения общетехнических и специальных дисциплин.

Формат курса

Состав курса

Изучение теоретического материала, решение задач, выполнение лабораторных работ.

Расписание курса

Модуль: Кинематика поступательного движения.

Материальная точка. Системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Скорость. Ускорение

  • Определения кинематических величин (Дополнительный материал)

  • Кинематика. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 (Контрольная работа)

  • Л.р. №6, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ (Лабораторная работа)

  • Виды движения (Практическая работа)

  • Интерактивный модуль (Домашнее задание)

Ускорение. Виды движения

  • Видеоролики (Дополнительный материал)

  • Минитест "Кинематика поступательного дижения" (Рубежный тест)

  • Вопросы по теории (Домашнее задание)

Модуль: Динамика поступательного движения.

Виды взаимодействий в природе. Характеристики некоторых сил: сила тяжести и вес тела, силы трения и упругости

  • Силы. Первый закон Ньютона (Традиционная лекция)

  • Динамика. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2 (Контрольная работа)

  • Интерактивный модуль (Домашнее задание)

  • Второй закон Ньютона (Практическая работа)

  • Интерактивный модуль (Домашнее задание)

Второй закон Ньютона. Дифференциальная форма второго закона Ньютона. Определение импульса тела. Третий закон Ньютона.

  • По маршруту, №4 (Лабораторная работа)

  • Минитест "Динамика поступательного движения" (Рубежный тест)

  • Теоретичесие вопросы (Домашнее задание)

Модуль: Законы сохранения.

Закон сохранения импульса. Вывод закона. Примеры.

  • Закон сохранения импульса (Традиционная лекция)

  • Законы сохранения. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3 (Контрольная работа)

  • Интерактивный модуль (Домашнее задание)

  • Закон сохранения механической энергии (Практическая работа)

Полная механическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Вывод закона. Примеры.

  • По маршруту, №12 (Дополнительный материал)

  • Закон сохранения механической энергии (Дополнительный материал)

  • Минитест "Законы сохранения" (Рубежный тест)

  • Теоретические вопросы (Домашнее задание)

  • Интерактивный модуль (Домашнее задание)

Модуль: Основы специальной теории относительности.

Постулаты Эйнштейна. Преобразования Лоренца.

  • Закон сохранения механической энергии ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 4 (Дополнительный материал)

  • Релятивистская механика (Дополнительный материал)

  • Интерактивный модуль (Домашнее задание)

Релятивистская динамика. Релятивистская масса. Взаимосвязь энергии и массы.

  • По маршруту, №9 (Лабораторная работа)

  • Интерактивный модуль (Домашнее задание)

Модуль: Вращательное движение.

Кинематика вращательного движения. Угловое перемещение, угловая скорость и угловое ускорение

  • Кинематика вращательного движения (Традиционная лекция)

  • Кинематика вращательного движения. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4 (Контрольная работа)

  • Момент силы, угловое ускорение (Практическая работа)

  • л.р.5 (Дополнительный материал)

Момент инерции абсолютно твердого тела (вычисления моментов инерции). Физический смысл момента инерции.

  • Момент инерции (Практическая работа)

  • По маршруту, №14 (Лабораторная работа)

Определение момента импульса. Закон сохранения момента импульса

  • Минитест " Вращательное движение" (Рубежный тест)

  • Закон сохранения момента импульса. (Дополнительный материал)

  • Интерактивный модуль (Домашнее задание)

  • Закон сохранения момента импульса. Энергия вращающегося тела (Практическая работа)

Модуль: Молекулярно-кинетическая теория.

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Газовые законы. Уравнение Менделеева-Клапейрона.

  • МКТ (Традиционная лекция)

  • МКТ (Практическая работа)

  • Теоретические вопросы "Уравнение состояния идеального газа" (Домашнее задание)

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Следствия из уравнения. Физический смысл абсолютной температуры.

  • Закон Больцмана. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 7 (Контрольная работа)

  • Минитест по модулю 6 "Молекулярно-кинетическая теория" (Рубежный тест)

  • Интерактивный модуль (Домашнее задание)

Модуль: Статистические законы.

Статистические законы

  • Распределение Максвелла - Больцмана (Дополнительный материал)

  • По маршруту, №10 (Дополнительный материал)

  • Минитест по модулю 7 "Статистические законы" (Рубежный тест)

  • Молекулярная физика (Практическая работа)

  • Теоретические вопросы "Статистические закономерности" (Домашнее задание)

Модуль: Основы термодинамики.

Законы термодинамики

  • Первое начало термодинамики (Дополнительный материал)

  • Первое начало термодинамики (Практическая работа)

  • Теоретические вопросы "Первое начало термодинамики" (Домашнее задание)

Второе начало термодинамики

  • Минитест по модулю 8 "Основы термодинамики" (Рубежный тест)

  • Интерактивный модуль (Домашнее задание)

Заключительные занятия

  • Заключительный тест (Итоговый зачет)

Информационные ресурсы

  1. Трофимова, Т.И. Курс физики / Т.И. Трофимова. – М.: Высшая школа, 2006. – 530 с.
  2. Детлаф, А.А Курс физики / А.А. Детлаф, Б.М. Яворский. – М.: Высшая школа, 2009. – 605 с.
  3. Савельев, И.В. Курс общей физики: в 3 т.:учеб.пособие для студентов втузов / И.В. Савельев. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Лань», 2007. – 3 т.
  4. Зисман, Г.А Курс общей физики /Г.А. Зисман, О.М. Тодес.- Санкт-Петербург: Издательский дом «Лань», 2007. – 3 т.
  5. Волькенштейн, В.С. Сборник задач по общему курсу физики / В.С. Волькенштейн . – Санкт- Петербург: Книжный мир, 2005.-326 с.
  6. Чертов, А.Г., Задачник по физике / А.Г. Чертов, А.А. Воробьев. – М.: Высшая школа, 2005 – 550 с.

 

Оценивание и документы

Правила Формирования оценки

Оценивание производится по бально-рейтинговой системе по следующим видам работ:

  1. Посещение лекций и ведение конспекта - 2 балла
  2. Защита решённых на практическом занятии задач - 4 балла
  3. Решение практического задания из трех задач - 6 баллов
  4. Выполнение и защита лабораторной работы - 10 баллов
  5. Выполнение минитеста - 5 баллов
  6. Выполнение итогового теста - 10 баллов

Система оценивания

При формировании оценки суммируются баллы по всем видам работ.

 Предусмотрен понижающий коэффициент 0,8 при просрочке сдачи задания на срок, больше одной недели.



Занятий 57

Часов 144

Недель 17

ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ 6

КнАГУ

КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ